Перевозка негабаритного груза на легковом автомобиле
Переезд, дачный сезон или покупка новой мебели — ситуации, когда объем загружаемого превышает возможности багажного отделения. Многие вещи можно перевезти самостоятельно, зная правила их крепления и размещения. Это поможет доехать до места без штрафов и происшествий.
Что такое негабаритный груз
Под этим термином понимают предметы, размеры которых выходят за пределы автомобиля. Конкретные нормативы содержит пункт 23.4 Правил дорожного движения. Груз считают негабаритным, если он выступает более чем на один метр сзади или спереди транспортного средства. Боковое превышение не должно быть больше 0.4 метра от внешнего края габаритного огня. Превышение этих значений обязывает водителя выполнить специальные требования к транспортировке. В обычной жизни с такой необходимостью сталкиваются многие автовладельцы. Например, при перевозке мебели на верхнем багажнике или в багажнике с открытой дверцей. Длинные строительные материалы, такие как трубы или доски, часто выступают из окна или багажного отделения. Ширина прицепа с квадроциклом или лодкой также может создать подобную ситуацию.
Правила перевозки на легковом автомобиле
Для промышленных перевозок существуют отдельные нормативы. Они регулируют движение транспорта шириной свыше 2.55 метра и высотой более четырех метров. Владельцы легковых машин должны руководствоваться общими принципами, изложенными в ПДД. Закон не содержит списка запрещенных к перевозке предметов. Главное, чтобы груз не ограничивал обзор через лобовое и боковые стекла, а также в зеркала заднего вида. Он не должен создавать трудностей в управлении автомобилем или влиять на его устойчивость на дороге. Не допускается закрытие световых приборов, государственных номерных знаков и световозвращателей. Нельзя повышать риск аварии, создавать лишний шум или загрязнять дорожное полотно и окружающую среду. Важно не превышать допустимую производителем нагрузку на оси автомобиля и надежно зафиксировать вещи, исключив их падение во время движения.
Обозначение негабарита
Если груз выступает за установленные габариты, его необходимо обозначить специальным знаком. Он представляет собой квадратную табличку со стороной 400 миллиметров. На нее наносятся чередующиеся под углом красные и белые полосы шириной 50 миллиметров. Этот знак крепится на крайнюю часть поклажи, которая выходит за пределы автомобиля. В темное время суток или в условиях недостаточной видимости правила требуют дополнительной маркировки. Спереди на груз устанавливается фонарь или световозвращатель белого цвета, а сзади — красного. Это позволяет другим участникам движения правильно оценить размеры транспортного средства и избежать опасного сближения. При коммерческой перевозке инспектор ГИБДД может запросить документы на груз. Для личных нужд такая необходимость возникает редко.
Ответственность за нарушения
Несоблюдение правил перевозки грузов влечет за собой административную ответственность. Согласно статье 12.21 КоАП РФ, штраф за такое нарушение составляет 500 рублей. Важно отметить, что камеры автоматической фиксации пока не могут распознавать этот вид правонарушений. Выписать штраф может только инспектор ГИБДД после остановки автомобиля. Нарушением считается не только превышение габаритов, но и неправильное размещение груза внутри машины. Если он закрывает обзор, государственные номерные знаки или световые приборы, это также является поводом для штрафа. Его можно оплатить с пятидесятипроцентной скидкой в течение двадцати дней с момента вынесения постановления. Если водитель отказывается выполнить законное требование инспектора об устранении нарушения, его может ждать более строгое наказание.
Использование багажников на крыше
Надежно закрепить крупногабаритные вещи только с помощью ремней внутри салона или на крыше невозможно. Для этого требуется специальная багажная система. Некоторые автопроизводители предлагают штатные аксессуары для перевозки спортивного инвентаря, которые крепятся на фаркоп или дверь багажника. Однако такие решения имеют ограниченную функциональность и грузоподъемность. Универсальным вариантом для перевозки негабарита считается багажник, устанавливаемый на крышу автомобиля. Он позволяет разместить даже те предметы, которые не помещаются в салон универсала. Конструкция обеспечивает оптимальное распределение веса по осям машины. Силовые элементы крыши над дверными проемами рассчитаны на дополнительную нагрузку, в отличие от ее центральной части. Поэтому крепление багажника всегда осуществляется по углам.
Разновидности багажников
Производители выпускают несколько типов конструкций для перевозки багажа на крыше. Универсальные модели подходят для большинства легковых автомобилей. Закрытые боксы защищают содержимое от воздействия влаги, пыли и грязи. Экспедиционные багажники предназначены для установки на внедорожники и кроссоверы. Существуют также специализированные решения для транспортировки велосипедов, лодок и другого инвентаря. Многие автопроизводители разрабатывают оригинальные аксессуары, идеально совместимые с конкретными моделями машин. Самыми распространенными остаются обычные багажники в виде решетки, закрепленной на крыше. Их грузоподъемность ограничена характеристиками самого автомобиля. Эти параметры указаны в руководстве по эксплуатации. Для большинства легковых моделей предельная нагрузка на крышу составляет от 70 до 100 килограммов. Законодательство обязывает водителя соблюдать эти предписания.
Рекомендации по нагрузке
Вес груза и его распределение по осям не должны превышать величин, установленных заводом-изготовителем транспортного средства. Это прямое требование пункта 23.1 ПДД. Например, для кроссовера Hyundai Creta максимальная статическая нагрузка на крышу через штатные точки крепления достигает 75 килограммов. В движении допустимая масса снижается до 50 килограммов. Это обеспечивает устойчивость и управляемость автомобиля. На такой машине можно установить универсальные дуги и закрепить на них около 45 килограммов груза. Другой вариант — использование багажного бокса весом 15-20 килограммов, внутрь которого помещается еще 30-35 килограммов поклажи. Для седана Volkswagen Polo без штатных мест крепления производитель не рекомендует монтаж багажников на крышу. Если используются поперечины с креплением за дверные проемы, их динамическая нагрузка не должна превышать 30-35 килограммов.
Требования к багажным системам
Любая устанавливаемая на автомобиль багажная система должна быть одобрена его производителем. Этот вопрос следует уточнить в инструкции по эксплуатации машины. Если такой информации нет, потребуется официальная процедура внесения изменений в конструкцию транспортного средства. Это касается самодельных экспедиционных багажников и других кустарных решений. Использовать можно только те устройства, которые прошли сертификацию для конкретной модели автомобиля. Соответствующая документация обычно прилагается к багажнику при покупке. Правильный выбор и монтаж системы позволяют избежать проблем с законом и обеспечивают безопасность перевозки. Надежное крепление и соблюдение весовых норм являются залогом сохранности как самого груза, так и автомобиля.